Я рада приветствовать Вас на нашем сайте, который посвящен психологической помощи семье и детям!


меню сайта
главная
о центре
психологическая помощь online
контакты
обо мне
направления работы
статьи
мероприятия
гостевая книга
презентации
 

 

 

 

книги по детской
психологии

Почему дети ябедничают?

Детские жалобы возникают и процветают в первую очередь в коллективах – детских садах и школах. Наиболее активно жалобы процветают в начальных и 5-6 классах средней школы. Подростки жалуются очень редко, предпочитая разбираться со своими проблемами самостоятельно. В проблему детских жалоб бывают вовлечены и родители, и учителя, и психологи. Учителей выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы учеников. Родителям не хочется, чтобы их дети росли ябедами, т.к. они считают, что за ябедничеством скрывается трусливый, склочный характер, или полагают, что ребенок не занимается своими делами, а сует нос в чужие.
Для психолога жалоба – это, в первую очередь, сигнал о проблеме.
Следует различать жалобы и злостное ябедничество ребенка, когда жалобы имеют корыстную цель. Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может  рассказать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать; но может и не рассказать – потому что не хочет связываться или из солидарности. Некоторые виды ябед спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправданий, наказывая всех без разбору, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищаться самостоятельно. Дети перестают доверять учителю, считаю его несправедливым. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка в учителе или воспитателе – несправедливость по отношению к детям.
Что же на самом деле скрывается за детскими жалобами?

  • Беспомощность. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной – он идет к взрослому за помощью. Он делится информацией о происходящем со взрослым. Если его или кого-то обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело – ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка – последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. С возрастом таких ситуаций становится все меньше, жалобы сходят на нет. Хотя во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка.
  • Предупреждение. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми, он не знает, как реагировать на то или иное происшествие. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно.
  • Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.
  • Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослыми, чтобы почувствовать свою значимость.  Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.
  • Обида, зависть – довольно частая причина школьных жалоб. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рождаются спонтанно, они ситуативны. Ребенок стремится к справедливости. Он уязвлен, поэтому ябедничает. Если учитель сделает замечание нарушителю, то это подскажет ябеде, каким образом можно воздействовать на окружающих. Если же учитель сделает замечание самому жалобщику, тот еще больше уверится в несправедливом отношении к нему                                    

      Бывают жалобы, спровоцированные взрослыми

  • Защита себя и других, в том числе от несправедливого наказания. Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: сначала родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой – жалобой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился – будешь наказан, не виноват – все будет хорошо. И если взрослый сам не видел, что произошло, ребенок считает необходимым рассказать ему во всех подробностях. Тем более что сами взрослые и побуждают ребенка к откровенности, просят  от них ничего не скрывать. Если  взрослому недосуг разбираться, кто прав, кто виноват, если он наказывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым провоцирует детей на доносы. Так они стремятся избежать несправедливого наказания.
  • Шантаж. «Вот я учителю расскажу…», «Если не примете меня в игру, расскажу, что вы…» Угрожая  разоблачением старшим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе – не будет тебе зоопарка в воскресенье», «Будешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут». К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом. Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка ябедничать побуждает ревность, за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учительские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздействия.

Наблюдая за детьми, зная особенности их взаимоотношений со сверстниками, с родителями, можно сделать вывод о причинах, побуждающих ребенка жаловаться.

  • Ребенок, отвергаемый сверстниками, слабоуспевающий, неуверенный в себе, имеющий более успешных брата или сестру, будет чаще всего жаловаться из желания отомстить, от обиды, от зависти. Но за этими жалобами будут скрываться его беспомощность и отчаяние.
  • Ребенок с завышенной самооценкой,  с неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству, но не умеющий сотрудничать со сверстниками, к которому родители предъявляют очень жесткие требования, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти,  может использовать жалобы как шантаж сверстников.
  • Встречаются в классе и «всеобщие заступники». Такой ребенок требует справедливого отношения ко всем, искренне уверен, что без него не разберутся, основная черта его характера  - честность. Его жалобы – это попытка защитить себя и окружающих от несправедливости или предупредить взрослого о том, что происходит.

 

Первопричина всех детских  жалоб – доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем. Если вы подадите ребенку пример разрешения  проблемы, то, возможно, в следующий раз он попробует справиться с ней самостоятельно. Если ребенок часто жалуется, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние. Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы просто выслушали и посочувствовали – он не жаждет мести, а ищет вашего участия. Поэтому для родителей важно выслушать ребенка, обсудите происшедшее, расскажите что-нибудь из своего опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное – проявить внимание к проблемам ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                             
 

Hosted by uCoz