Я рада приветствовать Вас на своем сайте, который посвящен психологической помощи семье и детям!


меню сайта
главная
о центре
психологическая помощь online
контакты
обо мне
направления работы
статьи
мероприятия
гостевая книга
презентации
 

 

 

 

книги по детской
психологии

Трудности в обучении

 

Первое сентября! Практически у каждого человека с этим днем связаны волнующие и трогательные воспоминания. Память надолго сохраняет день, когда мы в первый раз идем в школу с огромными букетами цветов. Рядом с первоклассниками – мамы и папы, бабушки и дедушки, которые волнуются не меньше своих чад. Как там наш? Как он себя чувствует? Не будет ли он переутомляться? Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками и учителями? На эти вопросы нельзя ответить однозначно, так как все зависит от того каким ребенок пришел в первый класс, насколько он подготовлен к обучению в школе.
Как только ребенку приходит время идти в школу, вся семья сталкивается с целым рядом проблем. Они связаны с психологическим состоянием малыша, который оказывается оторванным от привычного режима, а также с психологическим состоянием взрослых, вынужденных вместе со своим сыном или дочкой адаптироваться к новым условиям.
Чтобы школьная пора не воспринималась столь трагично, родителям следует вовремя подготовить ребенка к изменения в его жизни. Причем эта подготовка не должна ограничиваться обучением определенным умениям и навыкам, необходимым в школе. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе, включающая в себя умение слушать взрослого, подчинять свое поведение определенным правилам, а также общаться со сверстниками и т. д.
В большинстве своем дети бывают морально и физически готовы к школе и, как правило, с первого дня они осознают, что вступают в совершенно новый период жизни. Они чувствуют себя повзрослевшими, и им и в голову не приходит пропустить занятия просто так, без уважительной причины, хотя совсем недавно, случалось, просили родителей не водить их в детский сад, оставить их дома. Школа – это совсем другое, и дети это прекрасно понимают.
Однако, бывает и так, что когда ребенок начинает ходить в школу, он учится с большим трудом, ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающих. А ведь сами родители неоднократно замечали любознательность, трудолюбие и явные способности своего ребенка. Как объяснить столь удивительный парадокс, когда умный мальчик или девочка не могут справиться с обыкновенной школьной программой? Нередко в отсутствии школьных успехов детей есть немалая доля вины их родителей. Бывает, что мама и папа не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе, со спокойной совестью перекладывая всю ответственность на плечи учителя. Часто родителям бывает трудно определить степень готовности своего ребенка к восприятию новых знаний. Им кажется достаточным, если ребенок выучил буквы, стихи, знаком с известными сказками и некоторыми детскими литературными произведениями. Именно поэтому оно спокойно отправляют его в школу, будучи уверенными, что он имеет необходимую базу знаний. Однако, помимо чтения, счета и письма, подготовка к школе обязательно должна включать в себя развитие речи, памяти, моторных навыков. А тому в первую очередь способствует регулярное общение ребенка со взрослыми членами семьи. Так, обычно лучше всего удается вести беседы тем детям, чьи родители с ранних лет уделяли ребенку достаточно внимания, разговаривали с ним на разные темы, всегда интересовались его мнением по тому или иному поводу. Простой пример – собираясь на прогулку у ребенка можно спросить: «Как ты думаешь, куда нам лучше всего пойти? И почему?» Ребенок должен ответить, куда бы он хотел отправиться, и при этом объяснить свой выбор. Подобные беседы можно вести уже начиная с трех лет. Предлагайте ребенку вопросы, требующие четкого логического продолжения. Например: «Если за окном идет снег, как будет выглядеть улица?» Благодаря таким вопросам ребенок учится наглядно-образному и логическому мышлению. Он мысленно представляет себе заснеженную улицу и начинает описывать ее характерные признаки. Эти упражнения не занимают много времени, но приносят хорошие результаты.
Для развития памяти можно использовать различные игры, в которых участвуют и взрослые и дети. Например: взрослый кладет на стол несколько мелких предметов (брелок, ключи, зеркальце, часы, карандаш и т.д.). Первоначально следует ограничиться небольшим количеством предметов, достаточно 6-7 наименований. Ребенку нужно в течение 1-2 минут внимательно смотреть на разложенные предметы, затем отвернуться и, не глядя на стол, перечислить, что на нем находится. Кроме этого, следует как можно чаще обращаться к ребенку с просьбой, чтобы он напомнил папе или маме о чем-либо, например, в магазине – о необходимости сделать какую-либо покупку. Ребенок должен тренировать свою память, фиксируя внимание на мелочах. Проследите, запоминает ли ребенок то, что вы читаете или рассказываете ему, или то, что он смотрит по телевизору. Обращайтесь с просьбами пересказать содержание понравившейся книги или мультфильма, когда после прочтения или просмотра прошло определенное время. По ответам ребенка можно будет сделать вывод относительно того, насколько хорошо он запоминает новую информацию.
Для развития моторных навыков ребенка необходимо приучать к рисованию, лепке из пластилина или глины, изготовлению различных поделок, занятиям с конструктором и мозаикой и т.д. Все эти игры направлены на развитие мелкой моторики рук. Одновременно ребенок приучается к внимательности, тренирует наблюдательность и вырабатывает усидчивость и желание довести начатое дело до конца. Подобные занятия рекомендуют детям с 4-5 лет. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на формирование психики ребенка, а также способствует развитию мышления. Поэтому такие занятия следует проводить с детьми как можно чаще. Если ваш ребенок слишком непоседлив, чтобы увлечься собиранием мозаики или лепкой из пластилина, приучайте его к этому постепенно. Такие занятия тренируют руки, в связи с чем впоследствии ребенку будет намного легче научиться аккуратно писать.
Готовность ребенка к школе предполагает также умение действовать согласно определенным правилам, а также слушаться взрослых. В школе ребенку придется независимо от своего желания выполнять необходимые задания в строго установленное для этого время. Иногда именно этот фактор является камнем преткновения для ребенка, который привык распоряжаться временем по собственному усмотрению.
Особенно тяжело привыкать к новому режиму очень подвижным детям, а также тем, для кого раньше никогда не существовало такого понятия, как «распорядок дня». Поэтому родителям следует хотя бы за несколько месяцев до школы приблизить режим дня ребенка к такому варианту, с которым он столкнется в школе.
При подготовке ребенка к школе родители должны соблюдать осторожность и чувство меры. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой и требованиями, которые там предъявляются. Только при спокойном отношении со стороны взрослых, при их поддержке и внимании ребенок воспримет необходимость подготовки к школе с удовольствием. Большое значение здесь имеет умение родителей заинтересовать малыша получением знаний, потому что если ребенок по собственной инициативе захочет научится чему-то новому, то и заниматься он будет охотнее.
Нередко родители, сами того не желая, являются виновниками того, что их дети не хотят ходить в школу. Дело в том, что часто они возлагают на ребенка слишком большие надежды и хотят, чтобы он превосходил во всем других детей. Но результат может оказаться прямо противоположным тому, которого ждут усердные родители, - ребенок будет чувствовать себя неуютно в компании сверстников, поскольку его слишком рано отвлекли от естественных занятий и превратили в «умника». Иногда родители пытаются столь тщательным образом подготовить малыша, что его жизнь превращается в сплошные занятия по самым разным предметам. Но подобный подход также нельзя назвать разумным, таким образом можно начисто отбить у него охоту учиться.
Все дети по-своему талантливы. Кто-то обладает умением рисовать, кто-то наделен талантом сочинителя, а кому-то легче даются точные науки. Перед школой родителям следует внимательнее понаблюдать за своим ребенком, чтобы выяснить, что именно удается ему лучше всего, и попытаться развить эти задатки. Также можно проконсультироваться со специалистами-педагогами, которые помогут ребенку раскрыть свой потенциал. В школе подобные умения непременно пригодятся. С их помощью ребенок сможет проявить себя как личность среди сверстников, заслужить их уважение

 

 

 
                             
 

Hosted by uCoz