Я рада приветствовать Вас на нашем сайте, который посвящен психологической помощи семье и детям!


меню сайта
главная
о центре
психологическая помощь online
контакты
обо мне
направления работы
статьи
мероприятия
гостевая книга
презентации
 

 

 

 

книги по детской
психологии

Школьная тревожность


Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. Возникновению ее способствует  в немалой степени и стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная информация об этих опасностях.


В психологии под тревожностью понимается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности . Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).
Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога).
Однако не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, часто повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни».
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх.

Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.


Психологи выделяют несколько типов тревожности.


Тревожность как качество личности присуща ребенку-астенику, который  склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких.


Тревожность возрастная. С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься у первоклассников. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку,  родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие.
И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к ним.


Тревожность ситуативная. Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений.
Часто приходится слышать от родителей младших школьников, что их дети боятся идти в магазин, опасаются обращаться непосредственно к продавцу. Зная, что предстоит поход в магазин, они заранее расстраиваются, предпочитают остаться, например, без мороженого, чем покупать его самостоятельно.


Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, отвечать у доски, боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными братьями и сестрами.


Как же родителям понять, что ребенок испытывает школьную тревожность?


За годы работы психологического центра приблизительно треть обратившихся за помощью родителей младших школьников пришла именно с этой проблемой. Жалобы звучали следующим образом:


• Ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу (при этом в школе может вести себя хорошо, общаться с детьми, отвечать на уроках и создавать впечатление абсолютного благополучия)


• Весь день не можем заставить ребенка делать уроки (играет, смотрит мультики, обещает что вот-вот сядет заниматься), а перед сном плачет, что не готов к занятиям и его будут ругать


• Панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу


• Боится учительницу


• Снятся кошмары, связанные со школой и т.д. и т.п.


• Школьная тревожность может проявляться и на соматическом уровне – например, ребенок постоянно болеет, не успев выйти на учебу тут же заболевает вновь (на это стоит обратить особое внимание, если до поступления в школу/смены школы/смены класса/учителя и т.д. такого не замечалось).


Каковы же  причины школьной тревожности?


Давайте попробуем рассмотреть их поподробнее:


1. Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.


2. Ребенок не готов к школе интеллектуально. а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего кроме острой тревоги.


3. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стресогенным фактором. это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов, перечисленных в п.1 и 2.


4. Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д. Как уже было сказано выше, это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.


5. Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и тд.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.
Исходя из перечисленных выше факторов становится ясно, что школьная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения! Ведь смена коллектива/учителя может произойти в любом классе. Проблемы усвоения материала также могут возникнуть как на начальном этапе, так и на более поздних (все зависит от того, где в интеллектуальной деятельности у ребенка «слабое звено»). Также и стрессовая ситуация в жизни ребенка может возникнуть в любом возрасте, к сожалению, никто от этого не застрахован. Конечно, риск появления школьной тревожности у разных детей разный – это зависит от типа темперамента, от характера, от того, насколько стрессоустойчива семья в целом (ведь способы реагирования на окружающую действительность ребенок во многом перенимает у своих родителей).
Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте риск появления школьной тревожности все же выше, чем в дальнейшем, ведь в это время ребенок осваивает основы школьного распорядка и правил, примеряет на себя роль школьника и получает извне оценку своей состоятельности как ученика. Для ребенка, успешно прошедшего этот период, дальнейшие трудности скорее всего уже не будут непосильными, и рядовые обстоятельства не выведут его из равновесия, не заставят испытывать чрезмерную тревогу.


Как преодолеть школьную тревожность?


При возникновении у ребенка сильной школьной тревожности лучше всего обратиться к специалисту, чтобы как следует разобраться во всех ее причинах и запланировать адресную помощь, направленную на преодоление конкретных проблем.


Однако и родители сами  могут помочь ребенку преодолеть возникшие трудности:


1. Очень серьезно отнеситесь к вопросу поступления ребенка в школу, особенно если собираетесь отдавать его в школу раньше 7 лет. Тщательно взвесьте все плюсы и минусы, постарайтесь максимально учесть интересы ребенка, главный из которых заключается в следующем: нагрузка должна быть адекватна актуальным возможностям ребенка!


2. Если тревожность, боязливость, застенчивость – это черта характера ребенка, старайтесь как можно деликатнее готовить его к школе морально. Создавать положительный образ школы можно как в доверительных беседах, так и в совместном рисовании, игре в куклы. Такие детки нуждаются в особенно частом проявлении любви, признаниях в любви просто так, выражении радости от того, что он просто есть в семье. Также для того чтобы облегчить страхи ребенка, снять тревожность, Вы можете обратиться к психологу не дожидаясь поступления в школу. Особенно полезны для таких деток групповые занятия.


3. Не менее серьезно следует отнестись к вопросу смены школы. Ребенка к такой перемене следует готовить заранее, опять-таки создавая позитивный образ предстоящего события, раскрывая для ребенка все его преимущества и обсуждая как справиться с недостатками, если ребенок говорит о них. Чем старше ребенок, тем в большей степени это должно быть вашим совместным решением в противном случае подросток может просто изначально настроиться негативно.


Помните, что проблема школьной тревожности – очень важная проблема, заслуживающая вашего пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь ее преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!!!

 

 

 

 

 
                             
 

Hosted by uCoz