Я рада приветствовать Вас на своем сайте, который посвящен психологической помощи семье и детям!


меню сайта
главная
о центре
психологическая помощь online
контакты
обо мне
направления работы
статьи
мероприятия
гостевая книга
презентации
 

 

 

 

книги по детской
психологии

Неуспевающие дети

Неуспевающий ребенок… Головная боль педагогов, вечное страдание родителей, повод для насмешек со стороны одноклассников. Школьная неуспеваемость представляет собой невозможность усвоения ребенком программного материала.
Часто от учителей, родителей можно услышать такую фразу: «Не хотят учиться, ленятся!» Неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться.
К основным причинам неуспеваемости психологи относят:

1. Разного рода недостатки познавательной деятельности.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

В первом случае затруднения в учении проявляются в том, что школьник плохо понимает преподаваемый материал, не способен качественно его усвоить, не умеет осуществлять учебные действия.
Причины неуспеваемости у многих школьников заключаются в несформированности приемов учебной деятельности; в недостаточном развитии психических процессов (главным образом – мыслительной сферы). Неуспеваемость далеко не всегда связана с низким уровнем интеллекта. Чаще она является показателем недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями.
В возрасте 6-7 лет, когда ребенок приходит в школу, различие между физиологическим и паспортным возрастом ребенка чрезвычайно велико. Индивидуальные темпы развития психических процессов у разных людей различны. Поэтому первые школьные трудности возникают уже в первом классе оттого, что ребенок многого просто еще не может. Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что не могут делать это так, как хотят от них взрослые.
Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают затруднения при изучении русского языка, математики.
Еще одна особенность детского мышления – неспособность одновременно выполнить все требуемые действия при решении задач, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон.
Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная деятельность оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьников. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность – отказ от активной мыслительной работы.
В преодолении школьных трудностей неоценимую помощь могут оказать не только учителя, но и родители учащихся. Ведь в процессе обучения и, особенно, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что неудача преодолима, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание только на проблемы легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Почаще говорите слова: «Я уверен, что у тебя получится…», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…», «Правильно», «Хорошо», «Молодец, ты меня радуешь». Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышая мотивацию. Жесткое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) может кратковременно повысить эффективность, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи, что приводит к обратному эффекту.
Трудности обучения ребенка в школе могут быть вызваны общей ослабленностью организма. Астенические состояния (слабость, раздражительность, плаксивность, повышенная утомляемость), трудности поведения, снижение успеваемости могут возникнуть у детей, перенесших различные инфекционные и простудные заболевания (грипп, корь, скарлатину и т.д.) Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течение длительного времени после заболевания снижена успеваемость. Об ухудшении состояния ребенка вам подскажет его почерк. Обратите внимание: буквы становятся неровными, очень растянутыми или, наоборот, ребенок начинает писать их очень большими, линии становятся неровными – все это должно заставить вас взглянуть на ребенка внимательнее, нет ли у него проблем со здоровьем. Парадокс, но чем больше такие ученики стараются, чем дольше готовят уроки, тем хуже результаты. Все объясняется тем, что в основе плохой успеваемости лежит не малое усердие, а слабость нервной системы, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Главной помощью для таких детей являются не дополнительные занятия и «сидения до слез по вечерам», а организация щадящего режима, полноценного отдыха и сна, снижение учебной нагрузки. Недопустимо, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохую успеваемость. На свежем воздухе дети должны проводить 3-3,5 часа. Для ослабленных детей рекомендуется дневной сон. Телевизор разрешается смотреть не более 40-45 минут в день. Следуя нашим рекомендациям, вместе с учителями, психологами вы поможете ребенку преодолеть его трудности. Ведь именно от родителей, от того насколько правильно, умело и настойчиво они возьмутся за дело, зависит развитие и здоровье детей.

 

 

 
                             
 

Hosted by uCoz